X. Хекхаузен в своей работе «Мотивация и деятельность» обращается к вопросу изучения основных направлений исследования мотивации [45]. Основополагающей теорией, положившей начало изучению мотивации, явилась теория эволюции Ч. Дарвина. «Эта теория нанесла существенный удар по существовавшим тогда представлениям об источниках человеческой активности, выводимых главным образом из его сознания и разума» [18, с.47]. Обращаясь к работам И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова[10], мы можем выделить основные направления, которые легли в основу изучения мотивации. Опираясь на теорию Ч. Дарвина, они различают три наиболее заметных подхода к изучению мотивации в зарубежной психологии. Один из подходов трактовал человека как высшее животное. Отсюда показывалось, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, что свидетельствовало о зачаточных формах интеллекта у последних. И.П. Павлов и Э. Торндайк оказали наибольшее влияние на разработку данного подхода. Одно из основных направлений, сложившихся в рамках данного подхода - психология научения, которая представлена работами К. Халла, О. Маурера, К. Спенсера, Э. Толмена[18]. Второй подход исходит из того, что если между животным и человеком имеются общие биологические корни, то инстинктивные тенденции, обычно приписываемые животным, имеют место и у человека. Данное положение было реализовано в двух направлениях, первое - это теория инстинкта У. Макдаугола, который при изучении человеческого поведения во главу угла поставил понятие «инстинкт» [18]. Второе направление - это исследование собственно человеческой мотивации. Здесь имеются в виду, в первую очередь, динамические теории мотивации. На разработку данного направления оказали влияние взгляды 3. Фрейда, который искал источники человеческой активности в бессознательных влечениях [18]. К. Левин обосновывает наличие мотивационных тенденций, детерминирующих актуальное поведение [18]. В рамках этого направления сложились три основные линии исследования человеческой мотивации: - исследование мотивации в рамках теории личности - ориентация на факторы ситуации при исследовании мотивации - исследование мотивации как взаимодействия «личность-ситуация». И, наконец, третий подход говорит о наличии внутривидовой изменчивости как фактора, способствующего приспособлению к среде (что, в свою очередь, подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий). В исследованиях мотивации это положение было реализовано в трудах Г. Мюррея [10]. Подводя итог вышесказанному, отметим, что общепринятой теории мотивации нет. Таким образом, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru