Уровень освоения организационной культуры тесно связан с влиянием, какое она оказывает на поведение и работу членов организации. Организационная культура имеет качественные характеристики, непосредственно определяющие поведение людей [9]. Американские консультанты по управлению персоналом Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти качественных характеристик: · осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм); · особенности коммуникационной системы и языка общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); · внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); · что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания и т.п.); · осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени); · взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); · ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются; · вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, агрессии и т.п.; влияние религии и морали); · процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении и заучивании; подходы к объяснению причин); · трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек - машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе) [2]. Структура организационной культуры Организационная культура – системное образование, имеющее сложную структуру. В структуру организационной культуры входят : миссия, ценности и цели организации, внутриорганизационные нормы, кодекс поведения, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, имидж компании, мифы, истории, легенды и т.д. Все структурные элементы организационной культуры находятся в тесном взаимодействии, дополняют и уравновешивают друг друга. Соподчиненность различных элементов кратко можно представить следующим образом. Каждое предприятие выполняет определенную миссию , тем самым, определяя в глазах общества целесообразность своего существования. Ценности, нормы и цели организационной культуры выступают средством реализации миссии организации в обществе. Нормы могут найти свое официальное выражение в кодексе организации, где отражены правила поведения работников, а также существовать неофициально в виде образцов поведения , практикуемых на предприятии. Образцы поведения формируют традиции, обычаи, обряды, ритуалы , производными от которых являются такие элементы культуры, как манера одеваться (дресс-код), а также язык, которым пользуются сотрудники предприятия или его подразделения. Все перечисленные выше элементы – средство сохранения и воспроизводства организационной культуры в условиях неизбежной смены поколений руководителей и работников.
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru