Существует несколько методов, которые позволяют оценить результативность деятельности работников организации. К основным методам можно отнести [8; 44]: - установление стандартов и нормативов; - оценка на основании письменных характеристик; - оценочные шкалы; - методы ранжирования; - заданное распределение; - управление по целям как метод оценки эффективности; - нетрадиционные методы оценки: «360° аттестация» и психологическое тестирование. Установление стандартов и нормативов. При использовании этого метода оценка работы заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. Методы нормирования позволяют дать ответ на три главных вопроса: 1. Каковы реальные возможности каждого работника? 2. Как можно наилучшим образом применить способности того или иного работника при выполнении им задания? 3.Сколько времени должно занимать выполнение отдельных операций? В таблице 1 представлены примеры рабочих стандартов. Таблица 1 Образцы рабочих стандартов
Сравнение результатов деятельности работников со стандартом позволяет сравнить работников между собой, а также выявить, подходит ли работник для выполнения данных заданий или он не справляется со своей работой. Оценка на основании письменных характеристик. Письменная характеристика на работника обычно готовится его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены. Учитывая, что характеристику должен готовить непосредственный руководитель сотрудника организации, подталкивает управленческий аппарат к анализу деятельности подчиненных и выявлению факторов, которые положительно или отрицательно влияют на результаты их деятельности. В приложении 1 представлен пример стандартной формы, которая может быть использована руководителем для письменной характеристики подчиненного. Шкалы оценки. Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развития у работников деловых качеств, склонность к определенным видам рабочего поведения или готовность к достижению определенных рабочих результатов. Шкалы оценки предполагают использование специальных оценочных форм. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и др. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru