Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства организации, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Главная цель анализа платежеспособности – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи [1](8, С. 23–44): На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения платежеспособности организации. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заемных ресурсов. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов. В управлении платежеспособностью различают несколько теорий [2](11, С. 12). По первой теории ликвидность организации лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность предприятияв должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности баланса, но и от ряда других факторов. К их числу относятся: политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка, развитие рынка ценных бумаг, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом, надежность клиентов и банков-партнеров, уровень менеджмента. Одновременно указанные факторы влияют прямо или косвенно на ликвидность баланса организации, а также находятся в определенной взаимосвязи друг с другом. По второй теории под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства. Надежность организации зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Ко внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на организации, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля. Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинации на надежность организации характеризуется рисками. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям [3](10, С. 15). Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов на межбанковском рынке, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза не возврата большой доли выданных кредитов). Организации могут управлять своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности и платежеспособности [4](14, С. 51). Анализом платежеспособности организации занимаются не только руководители и соответствующие службы организации, но и его учредители, инвесторы. С целью изучению эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования, определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, прогнозирования и контроля. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование организации, получение максимума прибыли и исключение банкротства [5](17, С. 54). |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru