В первой главе данной работы шла речь о тех факторах внешней среды, которые послужили почвой для перехода от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций, эти предпосылки появились в результате естественного развития и являются необходимыми условиями для создания инноваций в рамках модели открытых инноваций. Таким образом, для того чтобы осуществить переход от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций, необходимо создать такую институциональную среду, в которой была бы возможность существования всех этих факторов. Степень возможности перехода от закрытых инноваций к открытым можно оценить по тому, насколько полно отвечают макроэкономические и институциональные факторы предпосылкам, обуславливающим возможность перехода к модели открытых инноваций. Кроме того, меры по стимулированию перехода к открытым инновациям, в общем смысле, могут сводиться к мерам, стимулирующим появление данных предпосылок. Как уже было сказано в первой главе, степень распространения знаний является одним из основных факторов, определяющих возможность возникновения модели открытых инноваций. Критерии оценки степени распространенности знаний: 1. Число патентов. Количество выданных патентов является одним из важнейших индикаторов инновационной активности экономики той или иной страны. На рисунке представлен график динамики выдачи патентов в Российской Федерации с 1999 по 2008 год (см. Рис. 10), здесь отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества выданных патентов, то есть с каждым годом патентуется все большее количество инноваций. Данный факт говорит об усилении активности экономических агентов в сфере создания и внедрения инноваций, что означает увеличение общего объема знаний в экономике. Однако если сравнить количество патентов, выданных в 2008 году в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки, а это 42138 и 157772 патента соответственно (патентов, выданных в США, на 374% больше), можно говорить о серьезном отставании России в сфере инноваций. Рис. 10. Динамика выдачи патентов в Российской Федерации в 1999-2008 гг. (штук).
Составлено по: URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/about/otchety/otchet_2003_r03 http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/about/otchety/otchet_2000_r6 http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/about/otchety/otchet_2008_g1#1.2 2. Инновационная активность. В 2007 году затраты небольших компаний численностью сотрудников до 1000 человек на инновации составили 23,8%[51] от всех затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что практически соответствует аналогичному показателю в США (24%), который приводился в первой главе. Данный факт говорит о том, что в России имеет место общемировая тенденция по усилению роли небольших предприятий в сфере инноваций. Такая тенденция является одним из основополагающих факторов, влияющих на возможность перехода к модели открытых инноваций, так как этот показатель косвенно информирует о степени монополизации знаний. Если небольшие компании делают крупные инвестиций в инновации и активно проводят исследования, то крупным компаниям становится все труднее конкурировать с начинающими фирмами и университетами за то, чтобы привлечь самых лучших, самых талантливых исследователей в свои научные лаборатории, а также за то, чтобы первыми производить внедрение инноваций. Всё это подрывает их превосходство в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru