Можно выделить четыре категории командных характеристик: ценности, разделение власти, личная ответственность и командные стандарты. Ценности. Лидер и члены команды должны руководствоваться человеческими ценностями и стремиться к тому, чтобы их организация стала более эффективным и полезным корпоративным членом общества. Особенно важно, чтобы такие приверженность и стремление демонстрировал лидер команды. Ценности лидера и членов команды проявляются и в коммуникационных навыках (умение слушать, обратная связь), и в том, какие цели ставит перед собой команда, и в том, как она их реализует. Разделение власти. Люди, работающие в команде, должны охотно делиться властью. Это умение важно не только для лидера, но и для других членов команды. Поскольку командная работа предполагает, что ответственность делегируется и принимается, обратная связь охотно предоставляется и воспринимается, а принимаемые решения могут не совпадать с мнением отдельных членов команды. Личная ответственность. Совокупная эффективность команды может быть больше, чем простая сумма ее составляющих, только в том случае, если члены команды проявляют определенные качества. Каждый член команды: *отвечает за личные действия и командные решения; *стремится к повышению качества своей работы (совершенствует навыки и делает правильный выбор в их использовании); * демонстрирует интерес к работе и доводит дело до конца; * подходит к работе творчески и аналитически; *отличается позитивным поведением при реалистичном и прагматичном подходе к работе. Командные стандарты. Чтобы команда работала эффективно, ее члены должны выработать ряд согласованных правил и норм, на которых будут базироваться ожидания всех сотрудников. Эти нормы касаются следующих аспектов: организация работы (лидерство, планирование, координация); сбор информации; управление конфликтами; процесс принятия решений; предоставление и получение обратной связи; взыскания за неудовлетворительную работу; поощрения за хорошую работу. В эффективной команде всем понятно, кто, что, когда и каким образом делает. Итак, эффективным командам присущи следующие свойства: 1. Члены команды стремятся к выполнению общих целей. 2. Иерархия отходит на второй план; никто не акцентирует свое положение, поскольку каждый член команды работает над успешной реализацией общего плана или идеи. 3. Внутри команды поощряется открытая связь при соблюдении конфиденциальности за пределами команды. 4. Члены команды работают на взаимном доверии и уважают профессиональные и человеческие качества друг друга. 5. Между членами команды существует психологическая совместимость. Люди с удовольствием работают и отдыхают вместе. 6. Члены команды ориентированы на формирование конкретных целей и достижение результатов, а не просто на обсуждение проблем. 7. Внутри команды существуют определенные правила и нормы поведения, касающиеся распорядка рабочего времени, конфиденциальности, взаимоуважения, конструктивной критики и должного участия каждого в работе. 8. Члены команды дополняют, а не дублируют функции друг друга и готовы пожертвовать своими интересами на благо команды. 9. Внутри команды регулярно анализируется обратная связь и проводится корректировка, необходимая для достижения поставленных тактических и стратегических целей. 10. Члены команды привержены общему делу, остро ощущают свою причастность совместной работе и при выполнении заданий трудятся с полной самоотдачей. 11. Консенсус между членами команды не базируется на конформизме, а достигается посредством дискуссий и поиска совместных решений. 12. Членам команды, особенно новичкам, отводится некоторое время на подготовку, необходимую для выполнения совместной работы. Началом формирования официальной группы является юридически оформленное соответствующее решение. Неофициальной датой рождения становится какое-либо событие или достижение некоего критического момента в развитии ситуации, толкающего людей на объединение и установление определенных отношений между собой. Исследования показывают, что развитие группы происходит не случайно, а проходит определенные стадии. Сначала ее участники знакомились друг с другом, определяли роли, делили обязанности и обсуждали цели и ожидаемые результаты совместной деятельности. Затем, когда стали формироваться устойчивые взаимосвязи, команда начала работать как хорошо отлаженный механизм. Основная задача лидера состоит в том, что он должен идентифицировать стадии развития команды и осуществлять соответствующие воздействия, облегчающие функционирование коллектива.
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru