Достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди более широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичным в связи с существованием ряда факторов, сдерживающих инновационную активность. Основное влияние оказывает отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Корни этой проблемы уходят в прошлое и связаны с ориентацией научно-исследовательских организаций на выполнение государственных, в основном, военно-промышленных, заказов и отсутствием ранее возможностей для самостоятельного введения новых изделий на рынок. Сказывается и проблема отсутствия общепринятой терминологии. В литературе широко представлены различные определения термина "инновация"; в англ. "innovation" следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность. Нет единого представления о понятии "инновационная деятельность", которая по сути является видом предпринимательской деятельности, так как направлена на использование новшеств для получения прибыли [9]. В стране не разработана правовая база инноваций, в законодательстве РФ до сих пор не принят Федеральный закон "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", хотя подготовка его была начата еще в 1998 году. Правительство в явно недостаточной степени контролирует деятельность государственных заказчиков, уделяет мало внимания практическому использованию результатов НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, не обеспечивает широкого распространения и использования рыночных механизмов для поддержки и развития науки. Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий не превышает 5% [9]. Действующее налоговое законодательство содержит лишь ограниченный набор льгот для предприятий, осуществляющих инновации, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах научно-технического прогресса. В итоге при значительном научном потенциале инновационная деятельность характеризуется низкими показателями инновационной активности. Согласно данным обследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (ЦЭК), удельный вес предприятий, осуществляющих инновации, составил 32%. Обостряются проблемы подготовки и закрепления квалифицированных кадров в отечественной науке и промышленности. Вследствие низкой зарплаты, отсутствия помощи со стороны государства в приобретении научного оборудования молодежь уходит из науки, специалисты выезжают для работы в зарубежные научные лаборатории, происходит так называемая "утечка мозгов" и старение научных кадров [9]. Инновационная активность предприятий сдерживается также из-за неблагоприятного делового климата, обусловленного, с одной стороны, высоким уровнем фискального давления, с другой - неактивной ролью государства в защите прав собственности, слабой поддержкой предприятий инновационной сферы и отсутствием равных условий для конкуренции. Государственные программы оказывают слабое воздействие на инновационную деятельность промышленных предприятий. Так, по мнению большинства опрошенных руководителей, 95%, "участие в программах государственной поддержки" не оказало значимого воздействия на инновационную активность предприятий [9]. Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административные барьеры, препятствующие инновационной активности. Наряду с этими факторами, сдерживающими инновационную активность, существуют и препятствия, связанные с неэффективным управлением предприятием и низким уровнем корпоративной культуры. К сожалению, достаточно часто менеджеры компаний действуют лишь в собственных интересах или в интересах узкой группы акционеров. По оценкам зарубежных экспертов, в 2000 г. Россия среди 35 стран с развивающейся экономикой занимала 2-е место в мире (после Китая) по индексу "непрозрачности" компаний (Opacity Index). Результаты исследования (опубликованные 24.04.2004 г.) Агентства Pricewatehouse Coopers с оценками Индекса непрозрачности экономики государств показывают, что вследствие непрозрачности экономики Россия недополучает ежегодно около $10 млрд. прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности имеют распространение только на незначительном количестве (3%) предприятий инновационной сферы [9]. Внутренние проблемы отечественных производителей существенно замедляют их инновационную активность. Инфраструктура играет ключевую роль в функционировании инновационной системы предприятия. При недостаточной эффективности управления инновационными процессами, отсутствии структуры и координации не обеспечивается движение потоков информации, знаний, технологий, рыночных потоков, осуществляющих взаимодействие с различными структурами [5].
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru