О том, что все разговоры о реформах – профанация, говорит и то, что белорусское правительство делает здесь и сейчас. А на текущий момент у Минэкономики одна основная задача: как выйти на положительное сальдо торгового баланса. Согласно негативным вариантам развития ситуации (снижение цен на калийные удобрения, проблемы с экспортом нефтепродуктов, снижение экспорта в Россию и пр.) отрицательное сальдо торгового баланса по итогам 2007 г. может составить 3,5-4 млрд. долл. Компенсировать такую сумму ростом экспорта услуг невозможно. Соответственно, есть несколько направлений действий: снижение импорта или поиск инвестиций (как портфельных, т.е. кредитных ресурсов, так и прямых – в виде вложения в уставные фонды и приватизации или создания новых предприятий). О росте экспорта говорить не приходится. Ирония состоит в том, что у Минэкономики есть только административные рычаги решения этой проблемы. Поэтому решаться эта не имеющая непосредственного отношения к Минэкономики задача будет традиционными мерами: импортозамещением (а-ля даешь 1 млн. стиральных машин «Атлант», которые по сути – устаревший «Индезит»), ростом протекционизма по всем направлениям, дискриминацией форм собственности. При этом хуже всего будет частным предприятиям, импортирующим в Беларусь потребительские товары. Поскольку этот импорт легче всего ограничить административными методами, а потом отчитаться наверху. Вообще, задача улучшения торгового сальдо относится к Минэкономики так же, как и задача по сдерживанию роста цен и регулированию уровня инфляции. Во всех странах мира это является функцией Нацбанка, у нас – Минэкономики, которое для этого использует весь инструмент административных методов сдерживания цен – от контроля над издержками и рентабельностью до регулирования индексов повышения цен в месяц и декларирования уровня цен на новую продукцию. Об эффективности методов ценового контроля можно было судить в 1999-2003 гг., когда цены быстро росли. Как только Нацбанк существенно ужесточил денежную политику (денежное предложение), инфляция резко снизилась. Можно предположить, что и борьба с отрицательным сальдо «руками» только Минэкономики будет примерно такой же результативной. Поскольку рыночные инструменты решения этой проблемы – в максимальной либерализации экономики, изменении действующего законодательства, рыночном соответствии спроса и предложения валюты. Поэтому можно предположить, что и приватизация будет решать исключительно административные задачи, осуществляться административными методами, да и вся так называемая новая экономическая политика – новый пропагандистский блеф. Любое правительство в любой стране начинает реформы, когда действительно «прижимает», когда других вариантов разруливания ситуации почти не остается. А белорусская экономика и ее правительство еще не загнано в угол. Да, имеются отдельные проблемы и трудности, но говорить о начале масштабного кризиса еще рано. Поэтому отдавать собственность никто не будет спешить. Да в правительстве на топ-должностях нет и людей, способных предложить системный взгляд на экономические преобразования в стране. О привлекательности белорусских акционерных обществ и приватизации в рамках действующего правового поля (о чем говорит О. Мельников) говорят такие факты, как, например, планируемая отмена надбавки Белтрансгаза. В общем-то это было легко предугадать. Расставаясь с существенным куском белорусской собственности, руководство страны сделает всё возможное, чтобы этот кусок «стал костью в горле» российских акул капитализма. Хотели нашу собственность? Пожалуйста. Но 1) за очень большие деньги; 2) не больше 50%; 3) на наших условиях, т.е. с максимальным инвестированием в активы и без сокращения персонала предприятия и его социальных программ; 4) извините, но так уж получается, что особых дивидендов вы с этой собственности не получите. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru