− система информации, планирования и контроля; − система показателей; − краткосрочный и среднесрочный расчет успеха; − расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ; − АВС–анализ; − расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности; − программы снижения затрат и рационализации; − анализ предприятия; − планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон; − портфолио–анализы и эмпирические кривые; − анализ жизненного цикла продукции; − анализ стоимости; − анализы рабочего времени; − аддитивные модели управления эффективностью производства; − мультипликативные модели управления эффективностью производства [14]. Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга см. в Приложении 2. - Структура расходов - Ликвидность - Производственный объем и объем сбыта по направлениям, регионам - Дивиденды - Платежеспособность - Место производства и сбыта - Прибыль/рентабельность и др. - Объем и структура заемных средств, обеспечивающих функционирование предприятия - Пути и направления сбыта (оптовая торговля, многоуровненный маркетинг, франчайзинг) - Рост сбыта - Рентабельность - Конкурентоспособность товара - Повышение эффективности производства После формирования целей начинается важнейшая работа по формированию альтернативных стратегий (это одна из важнейших задач стратегического контроллинга). Схематично этот процесс можно представить следующим образом.
Схема 2 Разработки альтернативных стратегий Основой анализа и управления факторами внешней и внутренней среды является выбор самих факторов. Процесс отбора самих факторов – весьма сложное и ответственное дело. При выборе факторов следует помнить следующее: • Каждый фактор должен быть снабжен информационной цепочкой (по нему должна быть создана система внутренней отчетности и сбора внешней информации). • Каждый фактор воздействует на цели прямым и косвенным образом. • По каждому фактору возможно многоальтернативное прогнозирование и планирование. • Увеличение количества факторов приводит к удорожанию системы планирования и контроллинга, но при этом повышает их эффективность и, наоборот, уменьшение количества факторов снижает затраты, но и может привести к снижению эффективности планирования и контроллинга. • Следует учитывать взаимное воздействие различных факторов (иногда разнонаправленных) на процесс реализации целей. • Выбор факторов должен носить сугубо индивидуальный характер для конкретного предприятия. Следует помнить, что каждый фактор, который мы выделяем имеет ряд особенностей – мы должны уметь эти факторы измерять, оценивать, мы должны научится ими управлять. В качестве ориентиров можно предложить системы факторов внутренней и внешней среды, предложенные в пособии “Стратегическое планирование” [2] Фактор “Персонал”. По этому фактору необходимо собирать информацию по данной системе показателей: • численность персонала в целом; • численность рабочих; • численность управленческих кадров; • затраты на оплату труда; фонд заработной платы всего; • фонд заработной платы рабочих; • отчисления во внебюджетные фонды; • система экономического стимулирования; |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru