Рассмотрим два варианта организации материальных потоков, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй — «централизованная доставка». Для самовывоза характерны: · отсутствие единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром; · на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза; · ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар; · отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары; · возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Проанализировав перечисленные признаки, характерные для самовывоза можно сделать вывод о том, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Здесь мы имеем дело с классическим способом формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Здесь наблюдаются три самостоятельно сформированные подсистемы: · подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы; · подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте; · подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.[16] Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи: оптовая база – транспорт – магазины. При централизованной доставке процесс характеризуется следующими признаками: · участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на коммерческого директора; · исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях - участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока; · разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; · разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров потребителям; · создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток. Анализ этого варианта организации материального потока показывает, что при централизованной доставке товаров у участников логистического процесса есть общая цель - формирование логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока.[17] Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, этот вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи: оптовая база – транспорт – магазины. Вполне естественно, то, что системный подход к организации материального потока позволяет: |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru