В настоящее время развиваются и появляются новые подходы и методы к управлению ИТ. Центральными темами обсуждений новых подходов стали - контроль, процессы и сервисы, выполнение нормативных требований. Поэтому новые методы управления ИТ идут рука об руку со сферой управления ИТ сервисами. Управление ИТ сервисами относится к обеспечению качества услуг, воспринимаемого пользователями, выполнению требований договоров и созданию для бизнеса конкурентных преимуществ, основанных на качестве. Новые же методы управления в области ИТ больше концентрируются на обеспечении внешних условий функционирования (информационная безопасность, нормативные акты), а также проектного и финансового управления. И если ещё вчера ИТ директор просто получал заказы на внедрение тех или иных ИТ систем, то сегодня он уже совместно с руководителями бизнес-подразделений выбирает стратегию дальнейшего развития и принимает общие решения по поводу выхода из той или иной ситуации. Сейчас уже появилась новая тенденция управления ИТ как бизнесом для достижения баланса между целями бизнеса и сделанными капиталовложениями в новые технологии. Для этого не обойтись без внедрения лучшего опыта в области ИТ (библиотека передового опыта ITIL), а также поиска правильного сочетания технологий, обеспечивающих управление проектами и сервисами, рисками, финансами (применительно к ИТ), информационную безопасность и соблюдение нормативных требований. Естественно, ИТ-руководство тоже не должно стоять на месте – оно должно знать количественное управление на основе метрик, расширенное моделирование процессов и рисков во всех областях деятельности ИТ, а также необходимых процедур и инструментов. В этой ситуации может помочь: · проведение обучения персонала с целью повышения квалификации, сертификация специалистов и топ-менеджеров для подтверждения профессионализма и компетенции в области управления сервисами; · применение ИТ-консалтинга и аутсорсинга - для улучшения качества руководства ИТ или для решения конкретной задачи в области информационных технологий. Чтобы избежать вполне закономерных ошибок при управлении ИТ и автоматизации процессов управления, лучшим вариантом является изучение мирового опыта и использование стандартов и рекомендаций по управлению ИТ. Далее рассмотрим ITIL и Cobit. Cobit представляет собой методологию управления ИТ, нацеленную на бизнес, помогающую произвести оценку уровня зрелости процессов управления ИТ и их эффективности для бизнеса. Методология предназначена для внедрения в организациях и повседневного использования менеджерами, специалистами в сфере ИТ и аудиторами. Cobit представляет действия по управлению ИТ в виде управляемой и логичной структуры. Лучшие практики, описанные в Cobit, основаны на консенсусе экспертов и в большей степени ориентированы на контроль, нежели на исполнение. Эти нормы помогут оптимизировать инвестиции в ИТ, обеспечить уверенность в уровне предоставляемых сервисов и выработать показатели, на которые можно ориентироваться. В Cobit делается акцент на том, что требуется для достижения адекватного управления и контроля в сфере ИТ на высоком уровне. Cobit соотносится и гармонизируется с другими, более детальными стандартами в сфере ИТ и лучшими практиками. Методология Cobit действует в качестве интегратора этих руководящих материалов, суммируя ключевые цели в рамках единой методологии, которая, в свою очередь, увязана с управлением и требованиями бизнеса. Все компоненты Cobit взаимосвязаны, оказывают поддержку для управления, контроля и аудита, как показано на рисунке 4.
Рис.4. Взаимосвязь компонентов Cobit. Методология Cobit основана на следующем принципе: для того, чтобы организация обеспечила себя информацией, которая необходима для достижения ее целей, организация должна инвестировать и управлять ресурсами ИТ посредством структурированного комплекса процессов, которые обеспечивают сервисы для предоставления информации. Основной принцип методологии Cobit представлен на рисунке 5. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru