Современная экономика отличается высокой степенью неопределенности. Вопросы неопределенности обращали на себя внимание многих экономистов уже в начале XX столетия. Так, в книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) американский экономист Фрэнк Найт не только доказал наличие риска и неопределенности в любой предпринимательской деятельности, но и определил возможности значительного снижения степени неопределенности с помощью получения необходимой информации. Экономист писал по этому поводу следующее: «Неопределенность – одна из основных реалий жизни. Ее устранить нельзя ни из каких принимаемых решений, в том числе из решений в сфере бизнеса. Однако существует ряд способов уменьшить ее степень. Прежде всего, мы можем расширить наши знания о будущем с помощью научных исследований, а также накопления и анализа необходимых данных. Все это сопряжено с издержками, то есть с расходованием ресурсов, которые приходится отвлекать от других видов использования». Несколько позже, другой американский экономист Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937) выделил новый класс издержек, напрямую не связанных с производственной деятельностью, которые получили название трансакционных. Необходимость финансирования компанией дополнительных расходов по получению информации, диктовалась возможностью уменьшения степени неопределенности внешней среды. Поэтому в целях снижения рисков ведения бизнеса, многие фирмы стали направлять значительные расходы на осуществление детального анализа рынка, на выявление вкусов и предпочтений потребителей. Крупным бизнесом была предпринята попытка активного финансирования маркетинговых коммуникаций для воздействия на выбор покупателя. В итоге к середине XX века ярко обозначилась тенденция роста трансакционных издержек в бюджетах большинства компаний. Темпы роста трансакционных издержек стали обгонять прирост трансформационных (производственных) затрат фирм. Обострение конкурентной борьбы подтолкнуло производителей к поиску новых способов привлечения внимания потребителей. Все чаще компании начали отказываться от использования классических форм продвижения товара в пользу более активного применения современных способов взаимодействия с потребителями. Традиционные формы маркетинговых коммуникаций стали сменяться элементами футуристического маркетинга. Необходимо отметить, что значительные изменения затронули не только деятельность большинства зарубежных компаний. Крупные структурные сдвиги произошли в последнее десятилетие и в отечественной экономике, в рамках которой выделился сектор эффективно работающих компаний, демонстрирующий высокие темпы роста, в несколько раз превышающие среднеотраслевые. Представители нового сектора являются предпринимательскими фирмами, образованными в 1990-е годы «с ноля» частным капиталом. Стремительный рост и успешную деятельность фирм нового типа во многом удалось обеспечить благодаря особому видению и предпринимательскому таланту их создателей. Снижению рисков ведения бизнеса способствовала правильно выбранная стратегия специализации – создание уникального предложения. Сосредоточение усилий на узких сегментах рынка, на которых в большей мере ценятся специфические достоинства производимых благ, уход из сферы массового производства – области функционирования международных компаний и крупных российских фирм, позволили в короткие сроки молодым игрокам отечественного рынка не только завоевать лидерские позиции на национальном рынке, но и выйти за рубеж./9/ Для российских предприятий, независимо от их формы собственности и сфер деятельности, наиболее типичными являются следующие риски: - возможная утрата (гибель), недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия, - возникновение гражданской ответственности предприятия по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц или окружающей природной среде, - возможные убытки или неполучение ожидаемой прибыли из-за изменения условий функционирования предприятия по не зависящим от него обстоятельствам, - нарушения своих обязательств контрагентами, партнерами и прочее. Последствиями предпринимательских рисков, как правило, являются неминуемые финансовые потери, способные нарушить любой, даже хорошо сбалансированный бюджет предприятия, а порой могут стать губительными для бизнеса. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru