Основные фактические данные об АИС административного управления МГУ, разрабатываемых в НИВЦ, приведены в Приложении 2. Целью данного раздела концепции является формулировка общих положений, применимых как к уже разрабатываемым, так и к будущим АИС. В Приложении 3 содержится изложение рекомендуемых основных мероприятий по автоматизации конкретной сферы управления МГУ (на примере Центральной бухгалтерии МГУ). Обоснованность автоматизации. Решение об автоматизации той или иной сферы административного управления МГУ в форме разработки / покупки специализированной АИС должно приниматься с учетом: - оценки целесообразности и эффективности автоматизации в данной сфере управления на момент принятия решения; - готовности сферы управления к автоматизации; - наличия в той или степени проработанных информационных моделей, проектов автоматизации, обследований состояния соответствующей сферы управления; - наличия средств на приобретение оборудования, закупку/разработку программного обеспечения; - наличия ресурсов и средств для эксплуатации и развития АИС. Обоснованное решение об автоматизации должно приниматься в форме стандартных для МГУ административных документов (приказ, программа, план и т.п.) с указанием всех необходимых в таких случаях атрибутов: цели автоматизации, средства их достижения, сроки, ответственные. Выбор средств автоматизации. Ключевым моментом в процессе автоматизации является выбор: - разрабатывать АИС своими силами или покупать; - если покупать, то у какого поставщика и в какой комплектации. Выбор между приобретением или разработкой своими силами специальной АИС должен производиться на основе всестороннего анализа и оценки следующих основных факторов: - типичность/уникальность автоматизируемой сферы административного управления; - наличие/отсутствие на российском рынке готовых программных средств, предназначенных для автоматизации данной сферы управления; - оценка и сравнение стоимости и качеств собственной разработки, включая последующую поддержку, со стоимостью и качествами доступных на рынке готовых АИС; - наличие условий для разработки АИС в МГУ, а именно: · наличие и стабильность положения разработчиков АИС МГУ; · наличие положительного опыта разработки/внедрения собственными силами конкурентоспособных АИС административного управления; · наличие технологической базы для разработки или финансовых средств для ее создания и поддержания (средства вычислительной техники, лицензионное программное обеспечение, информационная поддержка для разработчиков). В отношении собственных разработок следует принять (конечно, как тенденцию, но не как жесткое правило) следующее положение: разрабатывать надо только те АИС, которые невозможно или нецелесообразно покупать. Решение о собственной разработке должно быть тщательно обосновано технически, финансово, нормативно и должно производиться в строгом соответствии с едиными для МГУ правилами (раздел 6 данной концепции). В частности, задачи бухгалтерского учета и учета кадров бюджетных предприятий (в том числе, в сфере высшего образования) являются стандартными задачами и могут быть решены с использованием готовых (настраиваемых) программных средств, имеющихся на российском рынке программного обеспечения. Разработка собственных информационных систем такого профиля силами бюджетных сотрудников в данной концепции оценивается как нецелесообразная вследствие ее дороговизны и долговременности. В то же время, задача учета данных учебного процесса характерна лишь для вузов, а в условиях МГУ имеет ряд уникальных особенностей. Такую АИС вряд ли возможно купить "под ключ", ее надо разрабатывать и развивать собственными силами. Затраты требуются для покупки и поддержания технологической базы для разработки и модификации АИС, лицензионных программных средств для эксплуатации АИС, поддержки штата разработчиков и эксплуатационников. Не менее тщательно должно быть обосновано решение о покупке готовой АИС. Покупка АИС — многоэтапный процесс, в котором собственно акт купли является не первым шагом. Ему должны предшествовать уже названные выше этапы: - формулировка руководством МГУ целей атоматизации в избранной сфере управления;
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru