Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации (рис. 3): · конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины; · конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.
Рис. 3. Причины возникновения конфликтов [26, 325] Мне ближе идея о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин. С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен, в первую очередь, объективными социально-экономическими детерминантами. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).[2, 45] У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение, и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов: · Информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д. · Структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: «доступные ресурсы, процедуры принятия решения». · Ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как: - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.); - групповые системы верований и поведения; - системы верований и поведения общества; - ценности всего человечества; - профессиональные ценности; - религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности. · Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах: - основа отношений (добровольные или принудительные); - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые); - ожидания от взаимоотношений; - важность взаимоотношений; - ценность взаимоотношений; - длительность взаимоотношений; - совместимость людей в процессе взаимоотношений; - вклад сторон во взаимоотношения и т.д. Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. «Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней. Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом». · Поведенческий фактор - это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу). В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: - социально-экономические - конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; - социально-психологические - конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей; - социально-демографические - конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованиям.[16, 183] С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов: 1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. 2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. 3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. [30] Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся: · Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции. · Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного). · Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru