Чем бы ни занимался менеджер, в какой бы сфере он ни работал, основным объектом его деятельности является человек. Только человек способен создавать материальные и духовные ценности и тем самым решать главную задачу бизнеса: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и обеспечение прибыли предприятия. Поэтому труд менеджера нужно рассматривать прежде всего как работу с людьми, как воздействие на каждого отдельного человека. Умение расположить к себе, убедить в своей правоте, добиваясь своего, – важнейшие профессиональные качества делового человека. Ничуть не менее важные, чем умение торговать или организовывать производство. В нашей литературе можно найти ряд весьма интересных и полезных практических рекомендаций по вопросам работы с персоналом, основанных на опыте отечественных предприятий. Помимо их содержательной ценности они еще хороши и тем, что построены на «родном и близком» нам по духу материале. Вот некоторые из них. 1. Как можно меньше говори «я», а больше – «мы» (помни известную историю с капитаном корабля, который говорил «я» до тех пор, пока не сел на мель). 2. Кто не может управлять собой, тот не может управлять и другими. 3. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоими представлениями, дай им максимум свободы. 4. Умей забыть старые ошибки и проступки подчиненных. 5. Будь немногословен. 6. Будь вежлив, терпелив. Помни: брань – признак слабости, бессилия. 7. Шути сам и позволяй шутить подчиненным. 8. Не бойся, если твои подчиненные компетентнее тебя в своем деле. 9. Отмечай каждое начинание сотрудника. 10. Не делай замечания подчиненному не только в присутствии его подчиненных, но и вообще в присутствии третьих лиц. 11. Не используй своей власти до тех пор, пока не исчерпаны все «мирные» средства, но в последнем случае применяй власть в полную силу. 12. Открыто признавай свои ошибки. Весьма полезные и оригинальные советы менеджеру содержатся в трудах известного специалиста по научной организации труда профессора В. И. Терещенко. Основываясь как на отечественном, так и на американском (он работал в США) опыте, Терещенко рекомендует руководителю, прежде чем принимать решение, задать себе пять вопросов, пять «почему?»: – почему и зачем это делается? – почему делается именно там? – почему делает именно тот? – почему делается именно в такое время? – почему делается именно так? Ответы на эти вопросы проясняют обстановку, делают решения менеджера более обоснованными. Любопытно отметить, что эти «почему» В. И. Терещенко почти дословно повторяют слова знаменитого английского поэта Редьярда Киплинга (1865-1935): Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых, И все, что вижу я вокруг, Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Вряд ли тут имеет место заимствование. Просто, как говорится, «умные мысли приходят в умные головы». А вот в кратком изложении конкретные предписания для менеджеров-администраторов, принятые по рекомендациям В. И. Терещенко на одном из киевских предприятий. Эти рекомендации перекликаются с рассмотренными выше и существенно их дополняют. 1. Хороший руководитель должен быть уверен в себе, не должен склоняться перед препятствиями. 2. Надо уметь как вызывать подчиненных на разговор, так и вовремя их останавливать. 3. Нужно собирать вокруг себя способных и активных помощников. 4. Не ограничивать прав подчиненных, не сковывать их инициативы. 5. Руководителю нужно мужество, в том числе и чтобы признавать свои промахи. 6. Нужно уметь не тонуть в мелочах, передавать «вниз» свои полномочия. 7. Не надо бояться «бумаги» и смело . сокращать ее до минимума. 8. Держать подчиненных в тонусе, никогда не занижать им заданий. 9. Воспитывать личным примером. Особенно это касается дисциплинированности, исполнительности и обязательности. 10. Критиковать только позитивно, а не ради критики. 11.В рабочее время – ни минуты безделья для себя и подчиненных. 12. Порядок на рабочем месте любого руководителя. 13. Четкая работа канцелярии. Секретарь руководителя – его отражение. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru