– из-за физических, умственных и эмоциональных перегрузок; – из-за противоречивых требований руководителей; – из-за собственной некомпетентности; – из-за несправедливости и непонимания руководителей; – из-за невнимания и непонимания коллег; – из-за крушения идеалов; – из-за несоответствия потребностей и возможностей (например, из-за непомерных притязаний); – из-за семейных неурядиц и других жизненных трудностей; – из-за обмана окружающих и самообмана; – из-за неудавшейся любви и дружбы; – из-за неоправдавшихся надежд; – из-за собственного плохого характера; – из-за болезни. Менеджер должен уметь просчитывать возможные последствия конфликтов. Они могут быть как контрпродуктивными (негативными, вредными для организации), так и продуктивными (положительными, полезными). К негативным последствиям конфликтов следует отнести следующие: – возникновение у сторон конфликта антагонизма и враждебности; – возникновение нежелания продолжать сотрудничество; – выявление новых скрытых противоречий и нерешенных проблем; – еще большее, чем до конфликта, убеждение в своей правоте и расхождение во взглядах; – создание из конфликтующей стороны «образа врага»; – появление азарта стычки, агрессивности и других низменных инстинктов; – напрасная трата времени и сил; – разочарование в надеждах на примирение; – отрицательные эмоции. Позитивными последствиями конфликтов могут быть: – примирение сторон; – снятие взаимных подозрений, вопросов и недоумений; – более широкий и глубокий взгляд на проблему; – большая информированность; – лучшее взаимопонимание; – появление желания сотрудничества; – снятие антагонизма, агрессивности и напряженности; – сближение позиций; – появление навыка коллегиальной выработки решений; – разрешение проблемы; – полезные выводы для участников; – воспитание терпимости и умения стать на чужую точку зрения; – консолидация в рамках всей организации; – положительные эмоции. Разрешение конфликтов достигается с помощью следующих основных средств, в совокупности позволяющих управлять конфликтами. Административные средства: 1) четкое регламентирование обязанностей персонала и должностных лиц, основных правил их деятельности, системы стимулирования; неукоснительное исполнение действующих законов, распоряжений и указаний; соблюдение правила: «Закон для всех одинаков»; 2) обоснованное нормирование труда, разумное диспетчирование, наличие необходимых расписаний и их строгое выполнение; 3) наличие должностных инструкций, а также инструкций по действиям в чрезвычайных ситуациях; 4) гласное и понятное персоналу применение мер административного взыскания и поощрения; 5) доступность руководителей персоналу; 6) своевременная и по существу реакция руководителей на жалобы и критику подчиненных. Организационные средства: 1) открытость и гласность основных организационно-управленческих мероприятий; 2) четкая координация деятельности персонала, подразделений и руководителей; 3) организационная культура – единая система ценностных ориентиров для всех членов организации. Социально-психологические средства: 1) принятие мер по сплочению («сколачиванию») коллектива организации; 2) работа с неформальными группами; ровное отношение к ним руководства организации; 3) материальные и моральные поощрения за действия руководителей и персонала, направленные на предотвращение и преодоление конфликтных ситуаций; 4) наказание руководителей за нездоровую, конфликтную обстановку в их подразделениях; 5) обоснованное и гласное распределение ресурсов. Воспитательные средства: 1) проведение работы по разъяснению негативных последствий конфликтов в коллективе организации; 2) меры по поднятию авторитета руководителей; 3) борьба с формализмом в руководстве организацией; 4) культивирование правдивости и честности как принципов управления; 5) заинтересованная реакция руководителей на любые инициативы и деловые предложения персонала; 6) консолидация интересов всех работников организации вокруг ее миссии и целей; 7) привлечение специалистов при подборе руководящих кадров и формировании трудового коллектива; 8) налаживание более тесных, в том числе внеслужебных контактов руководителей с подчиненными. Управление конфликтом может осуществляться следующими методами: 1. «Закрытие вопроса». Этот метод предполагает заинтересованное и доброжелательное ознакомление сторон с позициями друг друга, общее признание правомерности одной из них (либо обеих) и на этой основе прекращение конфликта. Данный метод применим в тех случаях, когда возможно достаточно убедительное установление объективной истины сторонами (при наличии сильных аргументов, в научном споре, арбитражном процессе и т. п.). |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru