В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщение его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Данное понятие, прежде всего, характеризует человека как социальное существо. Многообразие связей личности с обществом в целом с различными социальными группами и институциями, по словам Б.Г. Ананьева[1], определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованьями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Структура личности является целостным образованием и определенная организация свойств, среди которых доминирующее положение занимают социально обусловленные стороны личности – направленность, потребности и интересы, ценностные ориентации, структура и динамика отношений. Одной из основных проблем психологической науки является проблема направленности личности. Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность. Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел С.Л. Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности — это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [40, с. 623]. Направленность, по утверждению Б.А. Сосновского, является «стержневой психологической особенностью, поскольку структурирует все другие свойства и проявления, детерминирует их содержание, систему отношений человека с миром. Направленность характеризует не деятельность, не единичные акты поведения, а субъекта со стороны его разнообразных устремлений» [41, с.20]. В современной психологии в связи с проблемой формирования личности в новых условиях, ее нравственных качеств, гармоническим их развитием большое значение имеет теоретическое обоснование и экспериментальное изучение направленности личности. Анализ работ по данной проблеме позволяет выделить некоторые точки зрения различных школ и направлений: теорию установки, отношений личности, теорию значимости, потребностей и мотивов [6], [12], [23] и др Несмотря на различные подходы к проблеме структуры личности, преобладающее большинство психологов считают мотивационно-потребностную сферу системообразующим признаком интеграции личности. Мотивационная система является сложным психическим образованием, состоящим из множества мотивов. Среди устойчивых мотивов особенно важными являются те, которые благодаря своей смыслообразующей силе постоянно детерминируют и подчиняют менее значимые. Устойчиво доминирующие мотивы, являясь ядром мотивационной системы, определяют одну из наиболее существенных характеристик личности, ее направленность. Направленность оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности[34]. Одни исследователи понимают под направленностью иерархию мотивов [6], другие отождествляют с системой потребностей [12] Некоторые авторы относят направленность к основным свойствам личности, представляют ее как компонент характера [1], связывают с интересами, убеждениями, мировоззрением [20]. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru