а) в особенностях интересов личности; б) в особенностях целей, которые человек перед собой ставит; в) не только в интересах, но и пристрастиях и потребностях человека; г) в установках личности, в отношении ее к существенным явлениям социальной и личной жизни. П.М. Якобсон говорит о временной направленности личности (например: сильная влюбленность, т.к. этому человек подчиняет свой распорядок жизни, свои жизненные планы)[52]. Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека, однако, она может быть выражена в группе конфликтующих мотивов. Проявляются эти мотивы наиболее отчетливо в достаточно острой и значимой ситуации, когда обстоятельства выступают в ярко «обнаженном» виде. Тогда направленность личности, ее интересы, устремления, моральные установки, принципы действительно выявляются в наиболее ярко выраженных мотивах. В острой ситуации определенные мотивы становятся доминирующими [52]. По справедливому определению П.М. Якобсона понятие направленности личности «представляется достаточно существенным, поскольку оно имеет прямое отношение к проблемам воспитания в широком смысле слова» [52, с. 123]. В работах Л.И. Божович, посвященных исследованию закономерностей формирования личности в детском и подростковом возрасте, системообразующим признаком структуры личности выступает «внутренняя позиция личности, или ее направленность». Последняя представляет собой устойчивое доминирование некоторых мотивов деятельности и определяет целостность, целенаправленность поведения и всей жизни индивида. Основное внимание в исследовании уделялось выявлению роли индивидуального и социального опыта, а так же социальных условий в формировании общей направленности личности. Л.И. Божович, исходя из того, что основу мотивации формирует эмоциональная значимость предмета потребности, трактует понятие направленности, главным образом, как эмоциональный феномен[6]. Имеется попытка объединить в более общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты ценностной направленности. Это концепция умонастроения, предположенная Б.Д. Парыгиным. Он отмечает, что умонастроение есть «особый вид устойчивого настроения чувств, которые группируются вокруг каких-то идейных установок и определяют способ восприятия и оценки человеком действительности, а также направленность его волеустремлений» [34]. В связи с этим Б.Д. Парыгин представляет структуру личности как целостное образование, включающее в себя позицию и направленность личности, понятие нормы, роли и установки, ценностной ориентации, состояния и отношения. Многие авторы, стремясь раскрыть структуру личности, рассматривают ценностные ориентации и социальные установки как проявление ее направленности. По мнению Б.Г. Ананьева, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации, которые выступают .как ценностная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, труду, самой себе» [1, с. 56]. Ценностные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами. А установка в ее связи с направленностью характеризует состояние личности, которое можно характеризовать как готовность, направленную к определенной активности. В рамках представлений о том или ином содержании направленности осуществляются и попытки классификации различных ее видов. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru