Трудовая мотивация как система мотивов, отражающих потребности, удовлетворяемые с помощью трудовой деятельности, динамична. Ее изменение так же, как и мотивов, происходит в зависимости от изменения личности работника (например, системы его ценностных ориентации) и окружающей его социальной действительности. Трудовая деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, иерархично выстроенными. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей. Мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности. Под направленностью в данной работе мы понимали некоторое психическое свойство, которое в общем виде задается как избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и творчество, компонентами которого являются идеалы, потребности, интересы. Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека. В процессе эмпирического исследования мы изучали взаимосвязь между мотиваций трудовой деятельности сотрудников автосалона и их направленностью личности с помощью комплекса диагностических методов. В ходе исследования было установлено, что среди сотрудников автосалона больше тех, кто ориентирован в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость. По типу направленности среди сотрудников автосалона преобладают сотрудники с направленностью на себя, то есть ориентированные на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность; около трети имеют направленность на дело; меньше всего тех, кто направлен на общение, Исследование интерактивной направленности показало, что направленность на взаимоотношения является ведущей у большего количества сотрудников. Выраженность данного типа направленности говорит о стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации. Меньше тех, кто направлен на личные интересы и еще меньше сотрудников с маргинальной ориентацией, выражающейся в импульсивных действиях и характеризующей инфантильных личностей. По типу эмоциональной направленности среди сотрудников больше всего тех, кто имеет направленность на взаимодействие с окружающими, достижение целей в деятельности, накоплению разного рода благ и получение удовольствия. В ходе сопоставления данных исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности у сотрудников автосалона мы установили, что, чем более выражена внутренняя мотивация трудовой деятельности, тем более сотрудники автосалона направлены на взаимоотношения, общение с другими людьми и достижение успехов труде; чем более выражена внешняя положительная мотивация трудовой деятельности, тем более выраженной является направленность на собственные интересы, накопление материальных благ, информации, связей; чем более выражена внешняя отрицательная мотивация, тем более ориентированы сотрудники на себя, признание и восхищение окружающих. Таким образом, гипотеза о том, что для сотрудников автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество; для сотрудников автосалона с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные интересы, подтвердилась. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru