В условиях рыночной экономики завоевание и сохранение конкурентных позиций на рынке обусловлено конкурентоспособностью предприятия. Важнейшим резервом обеспечения конкурентоспособности фирмы является ее персонал. Как отмечает исследователь Питер Ф. Друкер, «самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века – как коммерческой, так и некоммерческой, - станут ее работники умственного труда и их производительность». Производительность работников умственного труда характеризуется следующими особенностями: · постановкой задач; · ответственность за решение поставленных задач полностью возлагается на работника; · непрерывным обучением; · постоянной инновационной деятельностью; · качеством решения поставленной задачи; · работник умственного труда является «капиталом» фирмы, а не расходами на персонал. Новые требования к работникам фирмы обусловливают необходимость совершенствования существующих систем управления персоналом. Анализ результатов проведенных исследований в России и странах Запада позволяет выделить следующие недостатки управления персоналом в коммерческих организациях: · отсутствие или слабо развитое стратегическое управление персоналом; · недостаточная ориентация управления персоналом на формирование имиджа предприятия; · недостаточное вовлечение работников в систему управления персоналом на уровне сотрудник, группа, коллектив; · слабая мотивация работников служб управления персоналом в реализации новых технологий; · недостаточное использование информационных технологий в управлении персоналом. В современных рыночных условиях система управления персоналом должна быть ориентирована на изменения внешней среды. При этом объектом управленческой деятельности становится организационная культура. Результаты проведенных исследований К. Фея, Д. Денисона позволяют сделать выводы об особенностях ценностей национальной культуры России и США, что необходимо учитывать при формировании организационной культуры (см. табл. 2.1.). Таблица 2.1. Рейтинг ценностей национальной культуры (в % от числа опрошенных)
Таким образом, индивидуализм характеризует национальную культуру США, что не характерно для России. Особенность национальной культуры России: избегание неопределенности, которая является очень высокой по сравнению с США, и дистанция власти, что обусловлено централизацией управления в России на протяжении десятилетий. Формирование организационной культуры следует осуществлять после диагностики организационной культуры конкретного предприятия. Диагностика организационной культуры на российских предприятиях проводится на основе экспертной оценки основных ее составляющих: внешний вид и поведение сотрудников; структурирование пространства, дизайна офиса; структурирование времени; нормы и правила; легенды, герои, антигерои; ритуалы и символы; ценности и критерии эффективности. Формирование организационной культуры на российских предприятиях может проводится с использованием следующей технологии управления персоналом: · определение основных составляющих организационной культуры на основе опроса руководителей;
Перейти на страницу: 1 2
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru