Общая задача, которая стоит перед менеджерами предприятия, состоит в обеспечении продления жизненного цикла продукции и поддержании на неё спроса на достаточно высоком уровне. Во многом решить ее помогает контроль качества продукции. В практике данная проблема является составной частью большой и сложной работы по стандартизации, сертификации и управлению качеством. Под качеством продукции исследователи подразумевают: 1 выполнение продукцией требуемых функций; 2 экономически оправданную цену за данное изделие; 3 экономически выгодные издержки на эксплуатацию этой продукции; 4 защиту окружающей среды на всех стадиях производства и эксплуатации; 5 предотвращение опасных ситуаций в ходе эксплуатации продукции; 6 обеспечение условий для сбыта и оказание услуг после ее продажи. На обеспечение высокого качества необходимы значительные затраты, которые, безусловно, окупаются впоследствии. К ним относятся расходы: 1)связанные с непосредственным созданием продукции и влияющие на ее себестоимость; 2)направленные на улучшение продукции и продвижение ее на рынок; 3)связанные с сертификацией продукции, оплатой разработки и оценкой систем качества на самом предприятии, а также с закреплением на потребительском рынке и конкуренцией. В целом расходы на управление качеством можно классифицировать по следующим направлениям (прил. 1). Менеджеры ведут контроль качества продукции по двум статьям расходов, выясняя причины возникновения дефектов и отклонений от нормы. Во-первых, осуществляется контроль внутри предприятия: выясняются причины брака, ход доработки изделия, возможности снижения себестоимости, сортировочный контроль, повторный контроль, время простоев. Во-вторых, вне предприятия: выясняются внешние причины брака, возможности доработки изделия, уровень гарантийного обслуживания, ответственность изготовителя и пользователя. Контроль качества состоит из нескольких подвидов: 1 входной контроль; 2 контроль самого производства; 3 окончательный (заключительный) контроль; 4 контроль качества при выполнении монтажа вне предприятия; 5 приемочный контроль, проведение экспертизы; 6 лабораторный контроль; 7 оформление контрольной документации. Важным условием конкурентоспособности продукции является не только высокое качество, но и постоянное снижение издержек производства, а следовательно, и возможность снижения цен на нее. Контроль качества может осуществляться несколькими методами. Метод выборки используется для получения информации об изделии путем измерения каких-либо его отдельных частей. Применение данного метода целесообразно, когда измерение всей совокупности объекта контроля является необязательным или слишком дорогостоящим. Он предусматривает использование таблиц выборочного контроля. Метод сбора данных включает анализ состояния процесса производства, уровень контроля и прием или забраковку изделия. По качественным признакам принимаются решения типа «да — нет», «годен — не годен», «принято — отбраковано». По количественному признаку определяются разбросы в значениях измеряемых параметров и показателей изделия. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru