Итак, инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Основоположником теории открытых инноваций является Генри Чезборо, который и ввел данный термин в обращение в своей монографии «Открытые инновации: Новый императив для создания технологий и извлечения из них прибыли». В качестве определения понятия «открытые инновации» автором предлагается следующая формулировка: «Использование направленных притоков и оттоков знаний для создания внутренних инноваций, а также для расширения рынков за счет внешнего использования инноваций, соответственно». Модель открытых инноваций он противопоставляет модели закрытых инноваций. Под моделью закрытых инноваций подразумевается модель поведения компаний, когда они должны самостоятельно делать открытия, финансировать разработку продуктов и услуг на их основе, самостоятельно производить эти продукты или услуги, выводить их на рынок. То есть, когда присутствует закрытый инновационный цикл, в рамках которого компания может пользоваться лишь своими достижениями в области исследований и разработок, скрывая их от конкурентов. Однако факторы (рост мобильности работников, распространение высшего образования, рост частного венчурного капитала, сокращение сроков вывода на рынок товаров и услуг, продолжительности жизненного цикла товаров, услуг и технологий, рост конкуренции, усиление роли университетов как центров генерирования инноваций, рост распространенности знаний), разрушившие этот цикл и, как следствие, модель закрытых инноваций, привели к возникновению модели открытых инноваций. Основным отличием модели открытых инноваций является новый цикл создания инноваций, при котором появляются альтернативные пути получения знаний извне и их реализации не в рамках собственной бизнес-модели. Модель открытых инноваций подразумевает, что компании для улучшения процесса создания инноваций должны использовать как внутренние, так и внешние источники. Кроме того, внутренние идеи могут быть выведены на рынок для получения дополнительной прибыли. Логика модели открытых инноваций не подразумевает упразднение внутренних исследовательских лабораторий, скорее речь идет о другом способе организации исследований, при котором компания не будет концентрироваться на самой себе в сфере инноваций и тем самым игнорировать постоянно изменяющийся ландшафт знаний. При новой логике компания должна внимательно изучать этот ландшафт на наличие возможности по извлечению из него знаний и мгновенно использовать ее при обнаружении. Также внутренние исследовательские группы должны заниматься созданием отсутствующих знаний, то есть тех, что не существуют во внешней среде, а также оценкой возможности получения прибыли от знаний, которыми обладает компания, из внешних источников. На основе проведенного анализа возможности перехода к модели открытых инноваций в России была дана низкая оценка такой возможности без проведения комплексной государственной политики в данной сфере. Ключевыми факторами, обуславливающими возможность перехода к модели открытых инноваций, являются те же факторы, что разрушают модель закрытых инноваций, к ним также добавляются факторы, стимулирующие развитие инноваций в принципе. Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок, сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Патентная активность, доля инновационных предприятий в экономике многократно уступает показателям других стран. Роль небольших предприятий в инновационной сфере достаточно велика, но таких организаций откровенно мало, кроме того качество их инновационности также невысокое, так как она заключается в приобретении новых технологий, а не в их создании. В России достаточно образованных людей для того, чтобы удовлетворить кадровый спрос на них у инновационных организаций, но, в то же время, население недостаточно мобильно, поэтому многие позиции спроса на человеческий капитал являются неудовлетворенными. Необходимо отметить отсутствие альтернативных способов реализации созданных знаний (стартапов), ввиду отсутствия венчурного капитала, а также альтернативных способов создания знаний из-за утраты подавляющего большинства университетов своей исследовательской функции. Однако наличие конкуренции в ИКТ удерживает инновационную активность предприятий от полной стагнации. В процессе исследования международного опыта в сфере стимулирования перехода к модели открытых инноваций были выделены следующие направления государственного регулирования: · меры по развитию исследований и технологий; · меры по стимулированию взаимодействия между экономическими агентами; · меры по стимулированию предпринимательства; · меры по развитию науки; · меры по развитию образования; · меры по развитию рынка труда; |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru