Ясно, что перечисленные обязанности потребовали от секретаря высоких качеств, которые обеспечивали бы идеальные отношения с руководителем, коллегами по работе, посетителями. Речь идет, помимо прочего, и о внешнем виде, особенностях характера, любви к своей, ставшей теперь престижной профессии. Без преувеличения можно сказать, что секретарь в наше время стал неким связующим, координирующим звеном в аппарате управления подразделения или организации в целом. И теперь под словом «секретарь» подразумевается и помощник руководителя, и руководитель службы документационного обеспечения управления, и референт, обеспечивающий успешное функционирование «команды» руководителя в деловой сфере. Все зависит от масштаба организации и ее структуры. Как видим, работа секретаря референта разнообразна и многогранна. Круг знаний, умений и навыков, необходимых секретарю с каждым годом расширяется. Поэтому важным условием изучения секретарской деятельности является изучение уровней его деятельности. Особым спросом на рынке труда профессия секретаря-референта стала пользоваться в условиях становления разнообразных форм малого и среднего бизнеса. В нашей стране, к сожалению, не разработан нормативный документ, который помог бы каждому секретарю оценить свой уровень в соответствии с требованиями к профессиональным и личным качествам, обязанностям, правам и ответственности на определенном уровне квалификации. Подобный документ мог бы регламентировать секретарские должности от низшей к высшей и содействовать профессиональному росту секретарей. Такой документ позволил бы и руководителю более эффективно использовать возможности и опыт секретаря, способствовал бы более детальному обсуждению круга конкретных обязанностей секретаря при устройстве его на работу. Впервые такой документ, который называется «Ступени карьеры и повышение квалификации секретаря», был разработан скандинавской группой Европейской ассоциации профессиональных секретарей (EAPS). Там прослеживаются уровни профессионального роста секретарей. В последней редакции этого документа рассматривается путь секретаря как восхождение по служебной лестнице от уровня А к уровню Д. Уровень А был отменен в ходе последнего редактирования из-за того, что внедрение современной компьютерной техники исключило существование секретаря этого низового уровня. По мнению М.В. Стенюкова, нетрудно заметить аналогию профессиональных уровней, представленных в этом документе EAPS, тем должностным ступеням, которые прослеживаются в российской практике секретарей: секретарь-машинистка, секретарь, секретарь-референт, референт, руководитель секретариата или офис-менеджер. Согласно названному нормативному документу, в работе секретарей выделяются следующие ступени профессионального роста: Уровень А примерно соответствует уровню секретаря-машинистки в России. Уровень В (соответствует уровню секретаря в России) Описание работы: - печатать (на родном и английском языках) рукописи или под диктовку; - редактирование документов; - хранение документов; - обслуживание командировок и совещаний; - телекоммуникации, включая рассылку меморандумов; - самостоятельная работа (т.е. написание черновиков несложных писем и меморандумов, работа по содержанию офиса, проверка счетов и решение проблем, связанных с командировками). Уровень ответственности: - за свою собственную работу; - за составление документов; - обязан знать структуру компании и направления ее деятельности. Образование и стаж работы: - три года изучения бизнеса и делопроизводства; - обучение секретарскому делу или несколько лет стажа работы в области делопроизводства; - дополнительное изучение иностранного языка. Личные качества: - рациональность и организованность; - способность выбирать приоритеты; - стремление к сотрудничеству; - инициативность; - аккуратность; - склонность к работе в области сервиса. Уровень С (соответствует уровню секретаря-референта в России). Уровень С базируется на уровне В плюс дополнительное образование и стаж работы на уровне В. Описание работы: - печатать (на 2-х иностранных языках) с рукописи или под диктовку; - составление меморандумов, писем, факсов и других документов; - проверка фактов, изложенных в меморандумах, отчетах и других документах; |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru