Выше были предложены меры по улучшению работы почтальона, основанные на наблюдении. Теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения теории. Воспользуемся моделью Исикавы или «рыбьим скелетом». Суть построений сводится к нескольким этапам. Сначала указывают основные факторы, влияющие на качество. Затем к ним добавляют факторы второго порядка. После этого исключают факторы, на которые нельзя повлиять. Оставшиеся факторы и являются теми рычагами, опираясь на которые следует проводить изменения. Для начала проясним понятие: «качество работы». Обычно качество оценивает потребитель. Это единственный критерий качества. Никто лучше самого заказчика не сможет определить полноту выполненной работы. Заказчику нет дела до нормативов и технологий. Ему надо, чтоб услуга была предоставлена в срок и по возможности дешевле. Кроме этого его интересует время службы вещи после оказания услуги. Нет смысла заниматься ремонтом вещей, если они служат неделю после этого. Или цена сравнима с ценой новой вещи. Таким образом, время службы и цена определяют решение человека о ремонте вещей. С услугами все обстоит несколько иначе. Услугу нельзя складировать или накопить. Она суть: действие в данный момент и по отношению к данному человеку. В этом замечательное свойство услуги – она индивидуальна. Это её свойство делает услугу не подчиняющейся плану. Нельзя под средние показатели втиснуть отдельного человека. Здесь требуется индивидуальный подход. После оказания услуги имеет место лишь ощущение хорошей или плохой услуги. Говоря про услуги стоит заметить, что здесь основную роль играет субъективное мнение человека. Он оценивает качество услуги исходя из удобств, которые ему предоставляет услуга. Цена такой услуги и будет определяться предельным удовольствием для человека от оказания услуги. Услугу нельзя измерять количественно. Существует и другое понятие качества работы. Это понятие определяет руководство организации. Для него качество соответствует полному исполнению указаний и нормативных документов. Нельзя сказать, что ряд документов мог устареть или составлен совершенно ошибочно. В этом случае получается бестолковое руководство. А этого по определению быть не может. Из этих соображений следует, что качество лишь исполнение набора инструкций и положений. Рассмотрим факторы влияющие, на качества работы почтальона. Все факторы отобразим диаграммой Исикавы. Он выделяет 7 начал качества. В них входят: - человек; - методы и технологии; - средства и механизмы; - материалы; - контроль и управление; - окружающая среда. Далеко не все факторы проявляются на работе почтальона. Почтальон оказывает услуги по доставке почты, и расход материалов почти полностью отсутствует. Он ничего не перерабатывает. Используя полностью ручной труд, почтальон далек от механизмов. Эту часть тоже стоит исключить. Несмотря на это в инструкции прямо указывается, что если расстояние превышает 10 километров, то следует использовать мопеды или велосипеды. Это конечно хорошо, но как их использовать в мороз и при обилии снега. Про это инструкция умалчивает. Получается, что инструкция не учитывает наш северный климат или руководство ничего не знает про снег. Определим основные факторы, напрямую влияющие на работу почтальона. Первый – это сам человек. От его психологического уклада зависит спокойствие и четкость работы. Поскольку у почтальона довольно нудная работа, то и принимать на работу холериков вряд ли уместно. Наиболее подходящий тип: сангвиники. Это определяется необходимостью постоянного общения с людьми. Второй – применяемая технология. Без неё жизнь и работа превратится в огромную тяжесть и недоразумение. Технология – это определённый способ оптимизации своих действий. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru