Организация – это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект – средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности. Под группой понимаются двое и более оказывающих друг на друга влияние и взаимодействующих между собой лиц. Группы могут носить как формальный, так и неформальный характер. Формальная группа создается по указанию руководителя и может быть в форме отдела, цеха, бригады. Формальная группа бывает двух видов: командная и целевая. Командная группа объединяется вокруг руководителя. Это может быть, например, совет директоров или правление организации. Целевая группа объединяется общей целью; скажем, трудовой коллектив цеха связывает общее задание, работа на единый конечный результат. Неформальная группа возникает без какого-либо указания, произвольно. Это объединение людей в процессе человеческого социального (общественного) взаимодействия, например по интересам (производственным и непроизводственным), исходя из взаимной симпатии и т. д. Это могут быть сотрудники, постоянно общающиеся в обеденный перерыв в столовой или комнате отдыха, те, кто собирается вместе, чтобы отметить праздник или обсудить назревшие жизненные проблемы, и т. д. Не будет преувеличением сказать, что менеджмент организации во многом складывается из руководства формальными группами, каждая из которых, в свою очередь, нуждается во внутреннем управлении всеми ее членами. Для руководства формальными группами выстраивается рассмотренная в главе 5 организационная структура предприятия или учреждения, выстраивается линейное, функциональное, целевое управление. Опыт развития российского и зарубежного менеджмента дает основания для некоторых полезных рекомендаций по подбору и организации функционирования формальных групп. 1. Принципы подбора группы (объединяющие качества). Персонал группы должен в совокупности: – быть целеустремленным; – быть преданным фирме; – понимать и соблюдать корпоративные интересы; – работать на прибыль; – быть профессионально подготовленным; – быть способным к нововведениям; – быть способным к коллективному труду; – быть организованным; – работать планово; – уметь вести учет; – осуществлять контроль и самоконтроль; – быть обязательным и лояльным к партнерам; – быть заинтересованным в потребителях и заказчиках; – быть бдительным к конкурентам; – понимать и соблюдать этические нормы бизнеса и менеджмента. 2. Численность группы. Практический опыт менеджмента последних лет подтверждает следующие эмпирические нормативы численности формальных групп: для производственных подразделений нижнего уровня управления (бригады, артели) – 15–20 человек; для подразделений системы управления среднего уровня (отделы, бюро) – 7–10 человек; для органов управления высшего звена (совет, правление) – 1 человек на 100 работников организации. 3. Степень однородности группы. Социальная психология и практика менеджмента утверждают, что наиболее работоспособными оказываются, как правило, формальные группы разнородного состава (по полу, возрасту, темпераменту, чертам характера, взглядам, интересам). 4. Социальные роли в группе. Социальные психологи и менеджеры-практики утверждают, что весьма полезно для достижения целей организации иметь в составе формальных групп представителей определенных социальных ролей, например: «оптимист» – член группы с постоянно хорошим настроением, верящий в светлое будущее; «пессимист» – не расположенный к радужным ожиданиям, ждущий всяческих подвохов; «правдоискатель» – человек, верящий в справедливость, готовый и умеющий за нее бороться; «старый ворчун» – немолодой член группы, который может в необидной форме сделать коллеге замечание, более действенное, чем формальный выговор; «непутевый» – молодой работник, которого старшие по возрасту члены группы «воспитывают» и опекают; «красивый молодой человек или молодая женщина», которые вызывают восхищение и желание представителей противоположного пола заслужить их внимание; «смелый» – человек, не боящийся препятствий и готовый к риску; «осторожный» – неохотно идущий на риск и скрупулезно обдумывающий возможные последствия принимаемых решений; «юморист» – обладающий развитым чувством смешного и умеющий в трудную минуту хорошей шуткой разрядить обстановку, снять напряжение в коллективе; |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru