Несмотря на свой неофициальный статус, неформальные группы являются в руках умелого менеджера мощным инструментом управления организацией, позволяют лучше использовать традиционные методы управления, более полно осуществлять свои функции. Рассмотрим несколько примеров использования неформальных групп для улучшения управления предприятием. ПРИМЕР 1. Помощь неформальных лидеров Лидеры неформальных групп – мощная управленческая сила. С их помощью менеджер может получать необходимую для принятия решений информацию, разъяснять персоналу смысл поставленных задач, поднимать людей на заинтересованную продуктивную качественную работу. ПРИМЕР 2. Общественный контроль Члены неформальных групп способны осуществлять столь необходимый организации независимый контроль за исполнением решений официального руководства, расходованием средств, качеством выпускаемой продукции. ПРИМЕРЗ. Преодоление консервативных тенденций Часто коллектив предприятия, «человеческий фактор» выступают в качестве основного тормоза при внедрении в организации столь важных сегодня новшеств. Работая с неформальными группами, менеджер получает возможность в благоприятной обстановке разъяснять желательность готовящихся и производимых инноваций, убеждать в неопасном характере производимых преобразований, в их полезности для персонала и организации. Для того чтобы наиболее полно использовать возможности неформальных групп в целях формальной организации, менеджер должен владеть методами и искусством управления ими. В качестве главных принципов такого управления необходимо иметь в виду следующие: 1. Недопустим прямой перенос методов управления формальными организациями на управление неформальными группами. 2. При управлении неформальными группами на первый план выходят социально-психологические методы менеджмента, административные методы исключаются. 3. Недопустимо прямое вмешательство менеджера в формирование и деятельность неформальных групп. Воздействие на группы должно носить преимущественно косвенный характер и осуществляться путем координации и регулирования протекающих там процессов. 4. Следует налаживать постоянные связи и взаимодействие между формальными и неформальными структурами; прежде всего это касается постановки и реализации целей, задач и стимулов. 5. Следует постоянно выявлять неформальных лидеров и налаживать с ними конструктивные и взаимополезные отношения. 6. Особое внимание должно уделяться возникающим у членов неформальных организаций социальным проблемам и быстрой реакции на них. 7. Необходимо предусматривать и осуществлять организационную, техническую и экономическую поддержку всем рациональным предложениям и начинаниям неформальных групп. 8. За деятельностью неформальных групп должен вестись постоянный, но ненавязчивый контроль. 9. Целесообразно наладить с неформальными группами равноправный диалог, давая им возможность полного изложения своих предложений. 10. Должна быть предусмотрена система согласования целей между неформальными и формальными организациями и соответствующая координация усилий. 11. Необходимо наладить двустороннюю информационную связь между формальными и неформальными организациями как в части получения, так и передачи необходимой информации. 12. Все отношения между формальными и неформальными организациями должны строиться на принципах добровольности, доброжелательства и взаимного интереса.
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru