В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Актуальность и важность проблем мотивации персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом. Вопросы отношения к труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования ученых во многих странах. На наш взгляд, это связано с тем, что современное производство определяется не только вещественными факторами, но и резко возросшими влиянием и ролью человеческого фактора. Мотивы трудового поведения у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность личности является обобщенной характеристикой человека с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы. Е.П. Ильин, рассматривая направленность личности, как устойчиво доминирующую систему мотивов, делает вывод, что направленность личности выполняет роль магнита, притягивающего активность человека и направляющего ее в определенном направлении. [18, с.132]. Актуальность и важность проблем мотивации трудовой деятельности заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, личностных качеств взаимосвязанных с ней (в данном случае мотивации), руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия. Проблемы мотивации и направленности личности освещены в трудах отечественных ученых: С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Здравомыслова, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Б.А. Сосновского, П.М. Якобсон, Е.П. Ильина, В.Д. Шадрикова и др. Среди зарубежных авторов весомый вклад в разработку проблемы внесли: Э. Мейо, А. Маслоу, Р. Коуз, А. Анчиан, П. Хейне, М. Вебер, К. Менгер, X. Хекхаузен и др. Однако многие вопросы направленности и трудовой мотивации так и остаются нерешенными. В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона. Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников автосалона. Предмет исследования: взаимосвязь мотивации трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности. Гипотеза: мы предполагаем, что ¾ для сотрудников автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество; ¾ для сотрудников автосалона с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные интересы. Задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме психологической характеристики мотивационной сферы личности, мотивации трудовой деятельности и направленности личности; 2. Изучить мотивацию трудовой деятельности у сотрудников автосалона; 3. Изучить общую направленность личности у сотрудников автосалона: 4. Изучить интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона; 5. Изучить эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона; 6. Выявить взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у сотрудников автосалона; Методики исследования: 1. Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 2. Методика «Направленность личности» Б. Басса 3. Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) 4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) Выборку составили сотрудники автосалона в количестве 48 человек (21 женщин и 27 мужчин) в возрасте от 20 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]) со стажем работы от 3 до 5 лет. http://vsetesti.ru/203/ Теоретические аспекты исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru