Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции. Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести: · Модель Розенберга; · Расчет интегрального показателя конкурентоспособности; · Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж; · Модель с идеальной точкой; · Методика Гребнева. Графические методы оценки конкурентоспособности включают: · Матрица БКГ; · Модель "Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции"; · Построение карт стратегических групп; · Матрица Портера. Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [10, с.32]. Она выражается формулой: Аj = j Iij, (1.3) где Аj - субъективная пригодность товара (отношение к товару); Vj - важность мотива для потребителя; Iij - субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i. С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками. Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт. При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов: Qi = , (1.4) где Qi - показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Pi - величина i-го параметра товара; Pi0 - величина i-го параметра для товара-эталона. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности): К = , (1.5) где n - число оцениваемых параметров; αi - вес i-го параметра. Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru