При оценке конкурентоспособности конкретного товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 - превосходит. При равной конкурентоспособности К=1. При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [6, с.27]. Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента - идеальная величина характеристики товара: Qj = k |Bjk - Ik|r, (1.6) где Qj - оценка потребителями марки j; Wk - важность характеристики k (k=1,…,n); Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей; Ik - идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей; r - параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу. Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [10, с.64]. Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте. Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины. При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности - это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом: B0i = , (1.7) где М0 - объем продаж данного товара за определенный период; М1 - объем продаж товара-конкурента за тот же период. Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых. Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы: 1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества. 2. Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества). 3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта. 4. Формирование модели эталона, т.е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru