В современных условиях развития рыночных отношений, которые характеризуются обострением конкурентной борьбы, падением результативности в деятельности предприятий, отсутствием единого подхода к анализу их управления обостряется проблема всестороннего изучения конкурентоспособности и поиска способов ее усовершенствования. Основным способом усовершенствования ценообразования является использование стратегических подходов для управления им. Стратегический процесс управления конкурентоспособностью на предприятиях подразумевает: Во-первых, формулирование цели и миссии предприятия. Во-вторых, выявление возможностей для достижения поставленной цели. При этом управление подразумевает взаимодействие элементов с окружающей средой. В достижении целей предприятиям содействует стратегический процесс маркетинга. Целью стратегического процесса маркетинга является удовлетворение потребностей, достижение превосходства над конкурентами, завоевание доли рынка. Таким образом, конкурентоспособность на предприятии заключается в использовании стратегического анализа, стратегического планирования, стратегической организации и контроля. Стратегический анализ конкурентоспособности деятельности складывается из четырех последовательных этапов. На первом этапе необходимо проанализировать целевой рынок, на котором осуществляет свою деятельность предприятие. Второй этап заключается в разработке матрицы целевого рынка. На третьем этапе анализируется деятельность предприятия, после чего, на четвертом этапе, выявляются конкурентные преимущества предприятия, и складывается профиль его конкурентных преимуществ. Завершающим этапом стратегического анализа конкурентоспособности предприятий является выявление конкурентных превосходств предприятий и формирование их профиля. Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона, безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы. Все, что производится - сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е.20 млн. грн. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн. грн. Переменные расходы на единицу продукции - 12 тыс. грн., а на весь запланированный выпуск продукции - 12 млн. грн. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн. грн. (20 - 4 - 12). На основании этих данных построим график (рис.3.3).
Рис.3.3 Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. В нашем примере точка расположена на уровне 50 % возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50 % от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75 % от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е.2 млн. грн. Если же пакет заказов будет менее 50 % от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продукции в таком объеме. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru