Как любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств.[27] Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: · техническое обеспечение, то есть совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; · информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; · математическое обеспечение, то есть совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы обычно представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение этих систем - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств. Заметим, что организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это связано с тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. Таким образом, информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач. Информационные системы в логистике могут управлять как материальными потоками на уровне предприятия, так и уровне регионов и даже групп стран, то есть могут функционировать как на микроуровне, так и на макроуровне. Информационные системы на уровне предприятия подразделяются на три группы: · плановые; · диспозитивные (или диспетчерские); · исполнительные (или оперативные).[28] Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, то есть техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем. Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: · создание и оптимизация звеньев логистической цепи; · управление условно-постоянными, то есть малоизменяющимися данными; · планирование производства; · общее управление запасами; · управление резервами и другие задачи.[29] Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: · детальное управление запасами (местами складирования); · распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; · отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.[30] Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации здесь производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ, то есть в реальном масштабе. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и тому подобные. Различия наблюдаются и в обеспечивающих подсистемах. Создание многоуровневых АСУ материальными потоками связано со значительными затратами в области разработки программного обеспечения, которое должно обеспечить многофункциональность системы и высокую степень ее интеграции. Поэтому при создании АСУ логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям. В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала исследуется во взаимоотношении с внешней средой, а уже потом внутри своей структуры. Этот принцип должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (приложение Е). Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком. Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, от приемки сырья на слад до поступления готовых изделий в конечное потребление. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru