На ОАО «РАТА» большая часть работников – люди в возрасте 30-49 лет. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций на ОАО «РАТА». Основными причинами организационных конфликтов в ОАО «РАТА» являются: недовольство организацией трудовой деятельности; противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности; неудовлетворительные условия труда; личные претензии и амбиции работников. Также мы выяснили, что в ОАО «РАТА» слишком высокий уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе, что и является главной причиной возникновения конфликтов. На предприятии не ведется никакой фиксации конфликтных ситуаций. Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта. Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест диагностики самооценки конфликтности. Результаты этого теста свидетельствуют о неконфликтности сотрудников ОАО «РАТА». Проведя анализ ранговой корреляции, мы выяснили, что конфликтные личности выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Также выявили главное: руководитель должен стараться быть как можно более гибким и вариативным. Использовать разные тактики, вести себя по-разному, но всегда эффективно. Помнить, что сила руководителя – в его гибкости и умении с каждым партнером или подчиненным найти общий язык. Необходимо понимать, чем меньше уровень конфликтности, тем благоприятней будет организационный климат на предприятии. Так же были разработаны общие рекомендации по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ОАО «РАТА». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета (для выявления причин возникновения организационных конфликтов) 1. Довольны ли вы своим рабочим местом? А. Да Б. Нет (чем именно) 2. Как вы оцениваете организацию трудового процесса на предприятии? (Оцените по пятибалльной шкале). 3. Каково отношение руководителя к подчиненным? А. Жесткое, требовательное Б. Доброжелательное, требовательное В. Мягкое, нетребовательное Г.Другое _ 4. Каковы требования руководителя к дисциплине? А. Формальные, жесткие Б. Разумные В. Неопределенные 5. Каков интерес к работе в организации? А. Низкий Б. Высокий 6. Какая атмосфера царит в организации? А. Напряженная Б. Свободная 7. Какие способы стимулирования использует руководитель чаще всего? А. Административные Б. Экономические В. Моральные Г.Другое _ 8. Меняет ли руководитель свой стиль управления в критической ситуации? А. Да Б.Нет 9. Довольны ли вы своим руководителем? А. Да (почему) Б.Нет(почему) _ 10. Считаете ли вы, что в организации сложились определенные стереотипы, которые в критических ситуациях мешают эффективной работе коллектива? |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru