инновация информационный коммуникационный технология Данная выпускная квалификационная работа посвящена оценке возможности перехода отрасли информационно-коммуникационных технологий России к открытым инновациям, разработке рекомендаций по проведению государственной политики в сфере поддержки открытых инноваций. Слабое использование современных концепций и методов стратегического менеджмента и маркетинга на всех уровнях управления обуславливает низкую инновационную активность предприятий России и влечет за собой снижение инновационного потенциала, конкурентоспособности страны на мировых рынках наукоемкой продукции и интеллектуальных услуг.[1] Использование модели открытых инноваций создает новые пути для межфирменных взаимоотношений. Открытые инновации помогают знаниям и идеям применяться более широко в виде более разнообразных возможностей и конфигураций, чем это было доступно в прошлом. В целом они могут стать источником дополнительного создания ценности в обществе и тем самым создать новые пути получения части этой ценности экономическими агентами. Разрушение модели закрытых инноваций больше не дает возможность рассчитывать на то, что корпорации возьмут на себя основные затраты, связанные с фундаментальными исследованиями. Появляющийся разрыв призваны преодолеть государство и университеты. Все больше фундаментальных открытий происходит в университетах, и, чтобы коммерциализировать эти знания, бизнесу необходимо тесно взаимодействовать с университетами. Поэтому государство должно создавать инфраструктуру, необходимую для такого взаимодействия. Актуальность данной работы обусловлена отсталостью России в сфере инноваций, необходимостью формирования продуманной государственной политики с использованием передового международного опыта для поддержания открытых инноваций. «Страны, которые сегодня контролируют процесс создания новых высоких технологий, завтра будут контролировать рынки, где реализуется продукция, созданная с их применением. <…> Следствием этого может стать вероятное доминирование таких стран на основных мировых рынках и вытеснение оттуда более отсталых стран, включая Россию. В этой связи большое значение имеет активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), по уровню использования которых Россия отстает от развитых стран на 5-7 лет».[2] Отрасль ИКТ, выступая «локомотивом» структурной перестройки экономики и ее роста вообще, имеет темп роста в мировой экономике, который превышает 15-20 % в год.[3] Инновационная активность в этой отрасли в силу ее природы очень высока, поэтому скорость и дешевизна создания инноваций здесь лежит в основе конкурентоспособности. Модель открытых инноваций, создавая новые возможности по взаимодействию между экономическими агентами, может способствовать повышению конкурентоспособности российской отрасли ИКТ на международной арене, а вместе с ней и российской экономики в целом на международной арене. Сегодня наблюдается небольшое количество отечественных научных трудов на тему открытых инноваций. Основным сторонником модели открытых инноваций за рубежом является Генри Чезборо, который и ввел данный термин в обращение в своей монографии «Открытые инновации: Новый императив для создания технологий и извлечения из них прибыли». Несмотря на то, что данная теория появилась в 2003 году, она уже стала достаточно популярной особенно за рубежом. Основной целью работы является разработка рекомендаций по формированию политики государства для создания условий, способствующих переходу отрасли информационно-коммуникационных технологий к модели открытых инноваций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • раскрыть содержание модели открытых инноваций через сопоставление с моделью закрытых инноваций; • определить факторы, обуславливающие наличие возможности развития открытых инноваций в России; • на основе выделенных факторов исследовать современное состояние институционального развития; • исследовать международный опыт для выявления общих подходов в области стимулирования перехода к открытым инновациям. При написании работы использовались научные публикации отечественных и зарубежных авторов, информационные статьи, статистические данные, международные стандарты, обзоры и исследования международных организаций, базы данных (WebCASPAR и др.).
ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ
|
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru