Обзорная деятельность является наиболее распространенной формой концептографического обслуживания руководителей необходимой информацией. Эту деятельность сегодня нельзя считать только прерогативой органов научной информации, государственных издательств. Обзорная деятельность – важная профессиональная обязанность секретарей. Знание ими основных теоретических и методологических знаний в области обзорной деятельности можно оценивать как условие повышения качества и эффективности их профессиональной деятельности. Согласно определениям, представленным в различных источниках информации: Обзор – это информационное издание, создаваемые путем логической переработки документальной информации в целях получения необходимого выводного знания о состоянии, развитии и возможных путях решения данной проблемы. Несмотря на существующее многообразие классификаций обзоров, большинство специалистов выделяют три вида обзора: библиографический, реферативный и аналитический. Библиографический обзор – это такой обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который отражает выводное знание в виде системы документальных источников информации, использование которых позволяет решить соответствующие задачи информационного управления. Реферативный обзор – это обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который воспроизводит выводные знания в виде системы фактографической информации, необходимые для информационного управления. Монографический обзор – обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который воспроизводит выводные знания в виде самого информационного решения (концепции, теории), то есть оптимально необходимой обзорной информации. Процесс составления обзора сугубо индивидуален и зависит от многих факторов – уровня квалификации, знаний и творческих способностей составителя обзора, условий организации работы, наличия и использования материалов (документов-первоисточников), четкого определения целей и задач обзора, тематических, хронологических, географических границ разработки проблемы (темы) и др. Овладение навыками работы над обзором – важный путь оптимизации содержания деятельности секретаря. Специалисты выделяют следующие этапы подготовки и выпуска обзора: 1 этап – Разработка предмета и рабочего плана обзора. 4.1. Выбор темы, разработка заказа на составление обзора с указанием основных требований и типологических характеристик. 4.2. Составление предварительного тематического рубрикатора проблемы, рассматриваемой в обзоре. 4.3. Составление предварительного списка литературы. 4.4. Составление и согласование с заказчиком рабочего плана обзора. 4.5. Установление структуры и объема обзора. 2 этап – Составление обзора. 2.1. Аналитико-синтетическая обработка документальной информации: 2.1.1. Поиск, отбор и систематизация. 2.1.2. Анализ, оценка и синтез. 2.1.3. Обобщение, выводы и рекомендации. 2.1.4. Прогнозы развития (решения). 2.2. Литературное оформление обзора. 2.2.1.Введение. 2.2.2 Основная часть. 2.2.3.Заключение (выводы). 2.3. Разработка справочного аппарата обзора. 2.4. Оформление и сдача заказчику рукописи обзора. 3 этап – Редактирование обзора. 4 этап – Тиражирование и распространение обзора19. Структура обзора содержит следующие элементы: реферат, вводную часть, аналитическую часть, выводы (обязательные элементы); рекомендации, приложение (факультативные элементы). В вводной части обзора обосновывается выбор темы с указанием актуальности и значимости вопроса, назначение обзора, временного интервала анализируемого периода, видов использованных источников, тематических границ анализа рассматриваемого вопроса. Аналитическая часть содержит анализ и его результаты, обобщение и оценку систематизированных сведений; существующие взгляды, концепции, нерешенные вопросы; использованные методы и средства исследования, состояние исследований и разработка; достигнутый научно-технический уровень, организационно-экономическую ситуацию, тенденции развития. При современном развитии вычислительной техники многие процессы работы над обзорами можно автоматизировать с помощью гипертекстовых систем. В статье В.Н. Чередниченко «Использование гипертекстовой технологии в обзорно-аналитической деятельности», на примере системы Guide показаны возможности гипертекстовой технологии при составлении аналитического обзора. Как видим, знания и умения в области информационно-аналитической деятельности сегодня значимы в профессиональной деятельности секретарей и являются главным фактором повышения их профессионализма. |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru