в частности, с появлением таких ее составляющих, как "операционный менеджмент", "финансовый менеджмент", "налоговый менеджмент", "инновационный менеджмент", "инвестиционный менеджмент", "экологический менеджмент" и пр., ведущие исследователи (П. Друкер, Т. Питере, П. Сенге и др.) даже начали отождествлять понятия "менеджмент" и "менеджмент человеческих ресурсов (персонала)". Данный феномен особенно характерен для менеджмента внешнеэкономической деятельности и международного бизнеса, который, по сути, и вызвал к жизни современную парадигму стратегического менеджмента. Если в начале 80-х годов XX ст. анализ поведения фирм на международных рынках фокусировался главным образом на экономико-технических параметрах, а в 90-е годы большее значение придавалось кросскультурным аспектам деятельности фирм во внешней среде, то с приходом XXI ст. человеческий фактор начинает играть решающую роль в стратегиях международного бизнеса. С тратегический менеджмент в начале XXI ст. Обратим внимание на несколько исследований, которые сегодня считаются классическими в освещении вопросов стратегического развития организаций, рассматриваемых сквозь призму организационных знаний ("Школа обручения" — Management by Learning, MBL). В этих исследованиях трудовые ресурсы (квалифицированный персонал, организационные знания) трактуются как главный источник конкурентных преимуществ успешных организаций. Например, существует прямая взаимосвязь между уровнем организационных знаний, или комплексностью организации, и ее эффективностью. Проведенный нами анализ деятельности коммерческих ("Приват Банк") и некоммерческих (Государственная таможенная служба Украины) организаций подтверждает этот тезис. Расчеты свидетельствуют, что, если между достижением стратегических показателей и наличием высшего образования, соответствующего должности, корреляция составляет 0,5—0,6, то между системой профессиональной подготовки персонала (непрерывным повышением квалификации) и этими показателями она достигает уже 0,7—0,8. Представители направления "Школа обучения", первыми обратив внимание на роль способностей и навыков в функционировании организации, включили их в круг факторов, определяющих и формирование, и реализацию стратегии. Рассмотрим, какое воздействие оказала "Школа обучения" на управление и аспекты стратегии в целом, и на основе алгоритма спирали "управление — обучение", предложенной российским автором п, попытаемся продолжить логическую цепь развития стратегического менеджмента в современных организациях. "Школа обучения" различает формулирование и формирование стратегии. То, что мы привыкли считать созданием стратегии, называется формулированием, тем самым абсолютизируется формальная сторона вопроса. Формирование стратегии является безостановочным процессом, точно так же как безостановочно развиваются ее создатели — организация и персонал — в ходе обучения. Таким образом, речь идет о своеобразном релятивистском обобщении: стратегия, возникая в процессе деятельности, подчас бессознательно, отличается текучестью, изменчивостью во времени. Основатели школы полагали, что стратегия формируется инкрементально, то есть из отдельных мелочей, из решения локальных задач. Впрочем, принципиальная нестойкость, подвижность стратегии имеет свой смысл, ибо характер внешней и внутренней среды организации таков, что невозможно абсолютно безошибочно что-либо предусматривать. Следовательно, стратегия требует постоянной корректировки, и взгляды адептов "Школы обучения" имеют серьезное значение для практики, а отдельные основополагающие принципы так или иначе касаются вообще менеджмента как науки. Попытаемся обобщить эти принципы: |
Copyright © 20012 - 2014 www.manageweek.ru